Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.43.31.013
УДК: 378.147
ББК: Ч448.902
А.В. Слепухин ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И.Н. Семенова ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.Н. Эрентраут ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация

Введение. В статье выделяется педагогическая проблема содержательного наполнения онлайн курсов для профессионального самообразования учителей, одним из аспектов которой является недостаточный учет возрастных особенностей, уровня профессиональной компетентности, ментальности и опыта работы пользователей курса в предметной сфере. Для учета выделенных особенностей пользователей предлагаются принципы стажосообразной адресности,деятельностного взаимодействия с учебным контентом, рефлексии.

Материалы и методы. Вывод о недостаточности учета психофизиологических особенностей слушателей формулируется на основе опроса респондентов, а также анализа и сопоставления отечественных и зарубежных информационных источников, включающих сами онлайн курсы.

Результаты. Для наполнения содержанием и деятельностной составляющей онлайн курсов для педагогических кадров формулированы принципы стажосообразной адресности,деятельностного взаимодействия с учебным контентом, рефлексии.

Обсуждение. Совокупность сформулированных принципов может быть дополнена или изменена, так как она не исследована с точки зрения выполнения условий полноты  (необходимости и достаточности).  

Заключение. Предложенные принципы могут быть использованы для идеологии содержательного и деятельностного наполнения онлайн курсов и открытых ресурсов, а также в качестве новых оснований для их классификации.

Ключевые слова

онлайн-курсы, принципы проектирования, содержание и структура, информационно-коммуникационное пространство

Основные положения

– описаны подходы и принципы составления онлайн ресурсов в отечественной и зарубежной практике,

– выделена необходимость учета возрастных особенностей, уровня профессиональной компетентности, ментальности и опыта работы пользователей при разработке онлайн курсов,

– сформулированы принципы содержательного наполнения при проектировании открытых ресурсов, в том числе онлайн курсов, для педагогов в информационно-коммуникационном пространстве при учете возрастных особенностей, уровня профессиональной компетентности, ментальности и опыта работы с ресурсами профессиональной и предметной сферах.

Цитировать публикацию

Слепухин, А.В.  СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ [Текст] / А.В. Слепухин, И.Н. Семенова, Е.Н. Эрентраут, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  6. — С. 205-217. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.43.31.013.

Библиографический список

1. Методические рекомендации для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / сост. Н. М. Кондратьева, Л. А. Татарникова. Томск : Издательство Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2014. - 34 с.

 

2. Witthaus G., Inamorato dos Santos A., Childs M., Tannhäuser A., Conole G., Nkuyubwatsi B. & Punie Y. (2016), Validation of Non-formal MOOC-based Learning: An Analysis of Assessment and Recognition Practices in Europe (OpenCred),  Joint Research Centre, EUR 27660 EN.  ISBN 978-92-79-54208-4. DOI 10.2791/809371.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С. Педагогические аспекты разработки электронного образовательного ресурса практикующим педагогом : краткий путеводитель. М. : ИИУ МГОУ, 2014. - 64 с.

4. Лапенок М. В. Создание и использование образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения для обеспечения вариативности организационных форм обучения. Екатеринбург, 2012. - 295 с.

5. Chambers D., Varoglu Z. & Kasinskaite-Buddeberg I. (2016), Learning for All: guidelines on the inclusion of learners with disabilities in open and distance learning, UNESCO Programme: From Exclusion to Empowerment.  Paris, France. 42 p. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000244355 (дата обращения 22.09.19).

6. Johnson L. & Adams Becker S. (2015), Enter the Anti-MOOCs: the Reinvention of Online Learning as a Form of Social Commentary. Massive Open Online Courses: The MOOC Revolution, Edited by Kim, Paul, New York, Routledge, p. 61-77.

7. Siozos P., Malekos N., Tsouvalas J. (2019), Ultimate Guide to Selling & Marketing Online Courses, LearnWorlds, vol. 1, 51 p. URL: https://www.learnworlds.com/ultimate-guide-selling-online-courses/ (дата обращения 12.10.19).

8. Jordan K. (2015), “Massive Open Online Course Completion Rates Revisited: Assessment, Length and Attrition”, International Review of Research in Open and Distributed Learning, 16, 3, 341-358.

9. Слепухин А. В. Использование принципов построения информационной среды электронного обучения вуза для обоснования совокупности ее структурных компонентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С.92–100.

10. Стариченко Б. Е., Семенова И. Н., Слепухин А. В. Теоретичес-кие основы построения методов обучения в условиях развития смешанного обучения // Фундаментальные и прикладные аспекты психолого-педагогических и социологических исследований : монография в 3-х т. / под ред. О. П. Чигишевой.  Ришон Лецион, Израиль : Изд-во “Medial”, 2014. Т.1 С. 231-260.